Кударцы
Куда́рцы (осет. Къуыдар, къуыдайрæгтæ ; ед. ч. — къуыдайраг [1] ) — этнографическая группа осетин [3] , исторически населяющая Кударское ущелье на северо-западе Южной Осетии.
От остальных осетин отличаются своеобразным кударо-джавским говором, который иногда выделяют в особое наречие иронского диалекта осетинского языка [4] .
Содержание
Территория расселения
Территория расселения кударцев составляет историко-этнографический район Кударо, в основном занимающий земли в бассейне Джоджоры [5] [6] , а также в долине Кведрулы (Козидон) и в верховьях Квирилы.
До установления в регионе российской администрации население указанной территории составляло Кударское общество, которое состояло из собственно Кударской (в бассейне Джоджоры) и Цонской (в верхнем течении Квирилы) общин [7] .
В качестве составных частей Кударского общества иногда могли рассматриваться и общества в ущельях Пацагом и Чеселт [8] , располагавшихся восточнее и отделявшихся от Кударо Рачинским хребтом.
В Кударском обществе находилось множество крупных и мелких населённых пунктов, некоторые из которых ныне уже заброшены или не имеют постоянного населения [9] [10] .
Кударские селенияПо верхнему и среднему течению Джоджоры:
-
1
- Кацмазта 1
- Кеуселт (Кевсельта)
- Тамаджин 1
- Чиста 1 [11]
- Икотикау [12]
- Морах 1
- Стырмасыг
- Саджилзаз
- Накрепа (Нанита)
- Надарваз (Албортикау)
- Гулианта (Теблойтикау)
- Везур 1
- Лесор
- Даргардуз
- Бзита
- Масыгуат (Фазикау)
- Фасраг 1 (Ахсаргина) (Уиреуцала)
- Шембул (Бестаутикау)
- Литон 1
По течению реки Грамула (левый приток Джоджоры):
- Синтбадан 1
- Замтарет (Багатикау)
- Арашенда (Джусойтикау) 2
- Касагджин
- Шуацала (Нартихтикау) [7]
В верховьях реки Квирила [13] :
В долине реки Кведрулы (Козидон) [15] :
- Верхний Коз
- Средний Коз
- Нижний Коз
В результате военных действий и массовых миграций в 1920-х и 1990-х годах поселения кударцев появились также и в Северной Осетии:
Этимология этнонима
Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар в разное время существовали разные предположения, высказываемые разными исследователями [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] . На данный момент наиболее обоснованным принято считать происхождение этнонима от самоназвания древних скифов (из скиф. *skuda/*skuta/*skuδa) [26] . В процессе последующего развития по фонетическим законам осетинского языка слово видоизменилось и стало уже употребляться с суффиксом -ар и без начального с- в качестве топонима, от которого уже вновь появился соответствующий этноним.
Кударцы были упомянуты в Армянской географии VII века («Ашхарацуйц») в форме Kowdētk (где последний -k — арм. формант множественного числа, а -ēt- — груз. топоформант) [27] [28] . Локализация этнонима совпадала с современной [26] .
Особенности языка
Пример звучания (народная песня «Къуыдаргом») mp3
Кударцы говорят на кударо-джавском наречии иронского диалекта осетинского языка, которое является наиболее архаичным вариантом произношения в иронском диалекте [29] .
По рефлексам старых аффрикат кударо-джавское наречие сильно отличается как от дигорского диалекта, так и от других иронских говоров: стародвальские шипящие аффрикаты (ч, дж, чъ) соответствуют дигорско-иронским свистящим аффрикатам (ц, дз, цъ); в кударо-джавском (новодвальском) это различие ещё более усугубилось тем, что шипящие его аффрикаты изменились в шипящие спиранты (ш, ж, цъ).
По всем основным фонетическим, морфологическим и лексическим признакам кударо-джавское наречие смыкается с иронским и противостоит дигорскому диалекту [30] [31] .
Антропологическая близость между кударцами и дигорцами сопровождается и некоторыми языковыми схождениями между их наречиями, охватывающими как фонетику, так и лексику. В частности, «в джавском говоре сохранилось значительное количество слов, известных дигорцам, но отсутствующих в северо-иронских говорах: джав. — ифстаг (иногда), диг. — ефстаг (иногда), джав. — лаз (дефект), диг. — лазæ (дефект), джав. — кæдзус (чистый), диг. — кæдзос (чистый)» [32] . Список джавско-дигорских изоглосс значителен, и они упоминаются в работах многих осетинских и зарубежных исследователей (Абаев, Тедеева, Фреймам, Thordarson и др.). Причины языковых схождений между западной и южной формами осетинского языка в настоящее время не определены. Ю. А. Дзиццойты, приводя в качестве одной из джавско-дигорских изоглосс лексемы ады, адгур (джав.) — ади, адгор (диг.), отмечает, что «эти и подобные джавско-дигорские изоглоссы свидетельствуют об участии общего этнического элемента в этногенезе южных осетин и дигорцев» [33] . При этом он полагает, что в числе сарматских племен, переселившихся в Южную Осетию до татаро-монгольского нашествия и смешавшихся с местным скифским населением, были и носители дигорского диалекта [34] . Но тогда дигорский элемент должен был быть чрезвычайно массированным, чтобы определить антропологический тип джавцев. Более того, это не объясняет чокающие (джавские) явления в дигорском диалекте, в котором «встречаются ч и дж, считающиеся позиционными палатальными вариантами общедигорских фонем ц и дз. Однако в горной Дигории нам приходилось слышать, например, слово Хучау — «Бог», точно отвечающее староджавскому Хуычау. Поскольку в данном случае трудно говорить о палатализации, следует предположить, что горнодигорские говоры в прошлом тоже были чокающими. Это тем более вероятно, что в соседней Балкарии интересующее нас слово сохранилось именно в этой форме: хычау «месяц май», хычауман «воскресенье», топоним Хычау [35] , Хчауген [36] [37] .
Некоторые авторы (Ю. А. Дзиццойты [38] , Г. С. Ахвледиани [39] , Б. А. Калоев [40] , И. Гершевич [41] ) выделяют кударский говор в качестве диалекта (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола) [42] .
Современная диалектная структура осетинского языка- Североиронское наречие (условная группа родственных говоров)
- Алагирский говор† (вытеснен куртатинским говором)
- Куртатинский говор
- Туальский говор† (переходный между двумя наречиями)
- Урстуальский говор · Чисанский (ксанский) говор
-
†
- Горнодигорский говор
- Дигоринский говор
История
ДревностьТерритория Кударского ущелья была заселена человеком со времён палеолита.
В 1955 году на правом берегу среднего течения Джоджоры, на горе Часавал-Хох советским археологом В. П. Любиным [43] были открыты пять карстовых пещер (Кударо I, II, III, IV и V) со следами поселения древнепалеолитических охотников Ашельской культуры. Пещеры были исследованы им же в 1956—61 гг. [44]
Выше ашельских слоев залегали слои более поздних эпох: мустьерской, мезолита, бронзы, Средневековья. [45]
В ущелье реки Масыгуат и в некоторых других местах были обнаружены образцы Кобанской культуры. [46]
СредневековьеТерритория описываемого региона неоднократно освещалась в средневековых грузинских хрониках как составная часть Двалетии и является колыбелью осетинского этноса на южных склонах Кавказа [47] . Юго-западная граница Двалетии проходила по нынешней границе Кударо [46] [48] .
До присоединения Осетии к Российской империи осетины замкнуто жили в горах Центрального Кавказа на обоих его склонах. В этот период Осетия представляла собой конфедерацию горских обществ, которые располагались по различным ущельям, составлявших её территорию. Кударское общество (которое в некоторых поздних документах также называлось Часавальским) было крупнейшим среди них. Оно граничило с юга и востока с Дзауским (Джавским) обществом, на севере с Туальским обществом, а на западе с грузинами-рачинцами. [49]
Кударское общество, как и большинство других осетинских обществ, было демократическим — управлялось народным собранием, которое называлось Ныхас (осет. ныхас - буквально "речь", "разговор", "беседа"), которое собиралось в ауле Саджилзаз, являвшегося центром общества. Здесь так же находился народный суд (осет. тæрхон ), регулировавший спорные вопросы в между жителями общины [6] .
Новое времяКударское ущелье неоднократно подвергалось военным вторжениям со стороны Имеретии. В 1601 г. поход в земли южных осетин совершает имеретинский царь Ростом. Последнее их нападение на кударцев относится к 1770 г.
Территорию кударцев того периода под названием Двалети описывает немецкий путешественник Иоганн Гюльденштедт [50] .
Земли кударцев вошли в состав Российской империи вместе с другими южными обществами осетин. Кударо этого времени посетил немецкий ботаник-дендролог Карл Кох во время своего путешествия на Кавказ в 1837 г., который отмечал в своих записях:
В котловине Иерцо Осетия характеризуется совершенно другими чертами, которые отразились на ее жителях и их жилищах. В то время как на востоке с его дикоромантическими долинами и ущельями осетины отличаются своим грубым образом жизни и воинственным нравом, жители долины Иерцо и округ Кударо, куда я вскоре добрался, шире и приветливее. Жители обитают мирно рядом друг с другом и занимаются скотоводством и земледелием. Также и стены домов здесь делают не из лежащих друг на друге камней, покрытых сверху плоской крышей; население срубает в соседних лесах деревья и строит себе из них жилища. Крыши здесь не плоские, а наклонные. Дома напоминают швейцарские…Недалеко от Иерцо около селения Цоно из вышеназванного озера вытекает Квирила…
Из Иерцо… в сопровождении немногих осетин я достиг селения Самтарети, отстоящего в 2 часах езды… Деятельные жители селения приняли меня дружелюбно и снабдили лошадьми для дальнейшего путешествия… Находящиеся на склонах поля, как и в Швейцарии или Тюрингии, окружены изгородью; вдоль узких долин расположены луга. Навстречу выходили широкоплечие светловолосые и голубоглазые люди…
Вдоль Кирамулы дорога привела нас к вершине водопада и истокам реки… Внизу лежала приятная долина Джеджора со своими 9 селениями, а над ней возвышались снежные горы Кедела и ледник Риона… Спустившись, мы через 2—3 часа попали в долину Джеджоры, где я решил остановиться. Осетин, принадлежавший к братству кударов, принял меня в своем доме, находившемся в селении Чассавали…
Долина Джеджоры плодородная, и ее жители отличаются миролюбием. Ранее, однако, они часто совершали набеги на Имеретию, так что царь Соломон совершил опустошительный поход в район Кударо и разрушил все замки, которые славились раньше и были больше, чем у остальных осетин. Поэтому и замок Чассавали стоит разрушенным и пустым… [51]А так описывает Кударское ущелье того периода российский генерал Иоганн Бларамберг в середине XIX века: [52]
Жители этого района, называемые русскими «кударцы», занимают просторную долину Джоджоры или Лети от её истоков до селения Часовали или Кударо. Почва в этом округе плодородна, здесь выращивают пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу. Здесь много крупного рогатого скота и овец.Склоны гор между селениями Сагильзас и Кевшельта покрыты зарослями, среди которых много строевого леса. Поселения рассеяны вдоль Джоджоры и её притоков. Дома каменные, с башнями. Вот основные поселения кударцев: Лета, Кевшельта, Джачунари, Тамачила, Киста, Або, Кобиота, Сагильзас, Накрепа, Коречети, Надарбазеви, Гулианта, Лезора, Мазугата, Часовали.
На одном из правых притоков Лети, между Або и Сагильзасом, находится селение Диди-Бойя, а на другом, слева от Джоджоры, — селения Сихпадана и Замтарети [53] .
Кударцы очень беспокойны и устраивают мятежи при каждом удобном случае. В 1830 году во время экспедиции генерала Ранненкампфа в Осетию они приняли всех беженцев из Кешельты, которые, будучи преследуемыми русскими, нашли убежище только в этот районе.После установления в этом регионе российской администрации земли Кударского общества стали административно входить в Онский участок Рачинского уезда Кутаисской губернии [54] .
СовременностьВ 1920-х годах кударские сёла вместе с остальными районами Юго-Осетии подверглись нападению вооружённых отрядов Грузинской Демократической Республики, что способствовало массовому оттоку беженцев на северные склоны Кавказа через горные перевалы.
С образованием в 1922 году Юго-Осетинской автономной области земли кударцев стали входить в район Кударо, а позже были включены в состав образованного Джавского района.
Около 1940 года в Кударском ущелье, на противоположном берегу от с. Часавал, как горняцкий посёлок был основан населённый пункт Кваиси, ставший впоследствии одним из крупнейших в Джавском районе. 26 февраля 1941 года ЦК ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли решение о строительстве Квайсинского свинцово-цинкового комбината, которое из-за Великой Отечественной войны затянулось и было завершено только через восемь лет. 22 октября 1949 года здесь был получен первый концентрат [55] .
С провозглашением независимости Южной Осетии посёлок получил официальное название Квайса.
В 2008 году посёлку городского типа был присвоен статус города. Таким образом он стал вторым городом в Южной Осетии.
Религия
Большинство кударцев являются православными христианами. [56] Также среди кударцев популярны традиционные осетинские верования, сохранившиеся с дохристианских времен и подвергшиеся значительному влиянию христианства на определённых исторических этапах.
История становленияСистема религиозного мировоззрения кударцев, как и всех осетин, была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет арийские корни. Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения [57]
Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычнного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений. [58]
Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счёт соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с её населением. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.
Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X—XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалалась союзной Византией. [59]
В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны так и не завершившись. В наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуемой как универсальная монотеистическая религия (язычество) с некоторыми мотивами православного христианства. [60]
Современная формаНа нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау ), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).
Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар ); небесные ангелы (осет. зæд ) и земные духи (осет. дауæг ). [61]
В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд ) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар ).
Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовень и церквей. [62] Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими. [63]
Мир низших мифических персонажей представляют различные злые духи и демоны (осет. хæйрæг, дæлимон, æвдиу ).
Среди особо чтимых кударцами святилищ и справляемых в их честь праздников можно назвать Къуайсайы дзуар и Рагъы дзуар, расположенные в районе города Квайса и селения Часавал, и святилище Таранджелоз у с. Коз [46] .
Хозяйство и традиционный жизненный уклад
Из-за продолжительной зимы с обильным снегом общение кударцев с остальными обществами Осетии прерывалось на шесть месяцев в году. Но высокогорные кударские долины отличались не только суровым климатом и малоземельем. Они славились трудолюбием и выносливостью своих жителей.
Основным занятием кударцев традиционно было разведение скота и земледелие. Распространены были также охота и некоторые виды промыслов.
Нынешний образ жизни большинства кударцев, продолжающих жить на исконных землях, изменился лишь в соответствии со всеобщими тенденциями современности и научно-технического прогресса, но в своей основе виды экономики и хозяйственной деятельности остались прежними. Часть населения Кударского ущелья также занята в промышленности города Квайса. Небольшая часть представляет интеллигенцию.
Родовой строй
Кударцы, как и все осетины, сохранили свою родовую организацию и делятся на большие родственные группы — фамилии (осет. мыггаг ), ведущие своё происхождение от общего родоначальника, чьё имя и является их названием. Фамилии же, в свою очередь, могут быть патронимическими ветвями более крупной родовой группы, включающей в себя несколько родственных фамилий (осет. æрвадæлтæ ).
По народным преданиям осетин все осетинские фамилии происходят от пяти колен, идущих от пяти сыновей легендарного Ос-Багатара, который считается прародителем всех осетин [64] [65] . А основная часть населения ущелья происходит от переселившихся в эти места пятерых сыновей Гулара, происходящего от Цахила — младшего сына Ос-Багатара [6] [66] [67] .
Основные фамилииБольшая часть кударских фамилий является исконной для Кударского ущелья, т.е. процесс их формирования происходил непосредственно здесь. К ним относятся:
-
(с. Везур)
- Нартикоевы (с. Суацала) (с. Накреба)
- Теблоевы (сс. Масыгуат, Гулианта) (сс. Засета, Фасраг, Бзита) (сс. Часавал, Ахсарджин, Шеубан, Хардисар, Миртгаджин, Хугата)
- Чельдиевы (с. Надарваз) (сс. Надарваз, Лесор)
- Таймазовы · Кораевы · Кайсиновы (с. Лет)
- Дзигоевы (с. Стырмасыг) [68]
- Жажиевы (с. Кобет)
- Туриевы · Качмазовы (сс. Кеуселт, Чиста, Кацмазта)
Их предки переселились сюда из других ущелий Осетии.
Более поздними поселенцами ущелья являются:
Основные части этих фамилий проживают за пределами Кударо, т.е. здесь они проживали неполными частями.
Хугаевы в ущелье были самой крупной фамилией и занимали шесть однофамильных поселений [6] [70] . Они же по преданию являются одними из первых поселенцев этих мест [71] [72] .
Современное восприятие этнонима
С началом становления государственности в составе СССР в послереволюционный период и с очередным витком развития литературного общеосетинского языка среди многочисленных этногрупп осетин были намечены естественные консолидирующие процессы, которые способствовали их довольно быстрому сближению между собой и стиранию различий между ними.
Однако ныне этот процесс ещё нельзя называть завершённым, т.к. внутри осетин всё ещё существуют несколько крупных этнических групп, сложившихся в течение XX века из более мелких.
По мнению некоторых учёных в древности этноним «кударцы» распространялся значительно шире нынешнего понимания и охватывал территорию расселения средневековых двалов (современных кударцев, джавцев, туальцев и урс-туальцев). В наше время это отражено в говорах северных осетин, которые до сих пор называют «кударцами» всё население современной Южной Осетии, а иногда и Наро-Мамисонской котловины [73] .
Для большинства осетин этноним «кударцы» ныне не имеет однозначного определения, т.к. в просторечии жителей Северной Осетии так может называться либо население всей Южной Осетии и все выходцы оттуда, либо носители кударо-джавского наречия осетинского языка. Для северных осетин такое обозначение является привычным наряду с синонимичным термином «южанцы». Но в научной публицистике и среди самих жителей Южной Осетии этноним «кударцы» чаще используется лишь для обозначения населения Кударского ущелья и выходцев оттуда.
Предки нескольких фамилий обосновались здесь сразу вслед за ними. Среди них:
Позднее в ущелье пришли:
-
(сс. Стырмасыг, Касагджин)