Приёмы сгибания и складывания бумаги. Коллективное панно «Птички на кормушке». 2-й класс
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в зимнюю сказку и вспомним, каких птиц можно встретить зимой в Приморском крае и сделаем модель одной из них.
(ЗВУЧИТ Ф/ММА «ГОЛОСА ПТИЦ»)
3. Вступительная беседа.- Когда мы можем услышать пение птиц?
- Почему мы слышим пение птиц летом и весной?
- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной и улетают осенью? (Перелётные.)
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Почему они покидают родные места?
- А можем мы услышать пение птиц в зимнюю пору? (Да, но мало.)
- Как называют птиц, которые зимуют в Приморье? (Зимующие птицы.)
- Назовите их (Воробей, ворона, сорока, дятел, тетерев, клёст, голубь, поползень.)
- Кто знает особенности клестов? (Необычный клюв, птенцов выводят зимой.)
- Есть ещё очень красивая птица с хохолком – это свиристель.
(СЛАЙД 2)
Эти птицы прилетают к нам зимой с севера, если нет корма, они улетают искать корм южнее.
- Вспомните, как называются такие птицы? (Кочующие птицы.)
4. Рассказ учителя.(СЛАЙДЫ 3 - 7)
- Я хочу рассказать вам легенду ещё об одной кочующей птице. Послушайте её.
В одном ледяном царстве безмолвном государстве жил снежный тролль по имени Вьюж. Из года в год он обходил свои владения, пересчитывал, сколько льдинок, снежинок и сугробов он имеет. Только как-то наскучило Вьюжу слушать завывания северных ветров и метелей, сидя в своей избушке. Захотелось ему услышать другие звуки.
И вот однажды, путешествуя по своему царству, он случайно встретил северного оленя и рассказал о своей беде – печали. И тогда северный олень поведал о том, что много южнее, куда зима приходит только на некоторое время, живут птицы.
Взял тогда тролль в руку горсть снега, прошептал заклинанье и раскрыл ладонь. Оттуда выпорхнула стайка чёрных птичек с коричневыми клювиками и блестящими как угольки глазами.
Испугался Вьюж, что погибнут птички от холода и без пищи в царстве ледяного безмолвия, решил отправиться с ними в царство лесов, пока зима не покинула те края. Но взял с пичужек клятву возвращаться всякий раз, когда будет приближаться весна.
Каких только птиц здесь не встретили: и с расписными хохолками, и с яркими грудками, и с пышными хвостами. Только птички Вьюжа были чёрные, невзрачные. «Как сделать так, чтобы мои птички отличались от других?» - подумал снежный тролль.
И тут птички сами подсказали выход. Они стайкой разместились на кусте рябины. И так красиво смотрелись на фоне красных ягод, что решил Вьюж раскрасить им грудки алым цветом.
С тех пор к нам на зиму прилетают с северных краёв птички с алыми грудками.
- Догадались, как называются эти птицы?
- А теперь давайте проверим, правы ли вы.
5. Разгадывание кроссворда.
(СЛАЙД 8)
1. Жители добрых еловых лесов Даже в морозы выводят птенцов. (Клёст.)
2. Птица сверху налетает И цыплят внизу хватает. (Коршун.)
3. В лесу под щебет, звон и свист, Письмо строчит специалист: «Здорово, клёст – приятель!» И ставит подпись… (дятел).
4. У вокзалов он живёт, Крошки хлебные клюёт. Ворковать летит с рассветом, Не пугайтесь, … (голубь) это.
5. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.)
6. Особа всем известная: Она крикунья местная. Завидит тучу чёрную, Взлетит на ель зелёную, И смотрит, словно с трона, Серая… (ворона.)
7. По стволу – вниз головой Бежит в одёжке голубой. (Поползень.)
6. Рассказ учителя о снегирях.Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири.
Снегирь-самец – красногрудая птичка голубовато-серой спинкой, чёрной головкой. У самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками (7-10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольших орешков. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки они падают на землю. Весной они прорастут.
С наступлением темноты вся стайка улетает куда-нибудь на кусты или на деревья. Где и ночует, сидя на ветках. И так в течение всей зимы.
Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему.
7. Закрепление материала.-Как отличить снегиря от других птиц?
- Чем питается снегирь?
- Какую пользу приносят эти маленькие птички?
- Вспомните, как называется древнее японское искусство складывания фигурок растений и животных из бумаги? (Оригами.)
- В этой технике мы и сделаем фигурки птиц, вспомнив правила сгибания и складывания бумаги.
8. Физкультминутка.- А пока мы с вами, ребята, тоже попробуем стать волшебниками.
(И.П. стоя у своих парт.
Слегка наклониться, имитировать шёпот в сжатые «ковшиком» ладони, раскрыть ладони, растопырить пальцы, встать на носочки. Повторить 4-5раз.)
9. Техника безопасности и охрана труда.- Какие правила безопасности будем соблюдать при работе с ножницами?
(Работать хорошо отрегулированными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
Ножницы надо класть кольцами к себе, передавать кольцами вперёд.
Следить за движением лезвий во время резания.
Не оставлять ножницы раскрытыми.
Нельзя играть ножницами и подносить к лицу.)
10. Выполнение работы самостоятельно с опорой на технологическую карту(СЛАЙДЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА»)
- Какие цвета бумаги нам понадобятся, чтобы выполнить работу?
(Индивидуальная помощь во время выполнения работы.)
11. Выставка работ.(На доске – макет кормушки; на кормушку «слетаются» птицы по мере выполнения их детьми.)
- Чем же питаются птицы зимой?
- Корма этого недостаточно, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Как им можно помочь?
- Кто уже помогает птахам? Каким образом?
12. Итог урока.- Работа закончена. Пусть наша кормушка напоминает нам о птицах, нуждающихся в помощи.
Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всех слабей Ворона, галка, воробей… Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют чирикая: «Спасибо вам великое!»